Подписка на почту  

  Свежие статьи на почту!

Впишите свой E-mail здесь! 

   

Страны  

   

75 -ЛЕТ ПОБЕДЫ  

Казахстанский русский культурный центр.

Праздничный концерт к 75 летию Победы над фашистской Германией.

   
 
 HotLog
   

   

Мы на Facebook  

   
   

Мы в Контакте  

   

Мы на Mail.ru  

   

Автор Сергей Кутузов

На рубежах двух исторических эпох


Дистанцировавшись от своего места в истории российского и даже советского периодов, заполнить образовавшийся идеологический и культурный вакуум официальным властям республики оказалось нечем.

Большинство современных соотечественников равнодушны к сокровищам культурно-исторического наследия Казахстана, в любых его проявлениях. Для них, ценностей, побед и достижений недавнего прошлого родины, как бы и не существует. Прежде всего потому, что наш среднестатистический гражданин не знает всеобщей истории и истории своего государства, или имеет о ней весьма поверхностное представление. Отчасти хоть как-то восполнять тотальный дефицит недополученных в школе знаний помогли бы музеи, но политика замалчивания всего и вся, превращает их скорее в однотипные, портретно-макетные объекты Министерства культуры и спорта РК.
Поэтому, тематические выставки частных коллекционеров, от елочных игрушек до ретро-автомобилей, часто намного интереснее и познавательней, чем широко разрекламированные экспозиции государственных музеев. Коллекционеры вне конъюнктурны. Они просто стремятся отобразить как можно полнее собственные темы и направления, во всём доступном многообразии.
Православная церковь Казахстана за последние два десятилетия провела гигантскую созидательную работу. По всей стране можно увидеть, как будто выросшие из-под земли, самые разнообразные в своём великолепии храмы, соборы, монастыри. Однако, на новом этапе, казахстанское православное духовенство столкнулись с ещё более сложной задачей, - кем и как заполнить обновлённые Божии дома, сделав их посещаемыми не только по престольным праздникам и воскресным литургиям.
В сельской местности приходы в буквальном смысле вымирают. Как сказал один батюшка в приуральском посёлке «и рад бы, но не могу служить в храме, где из прихожан остались только полторы старушки». Популяризировать приходы как места массового посещения возможно лишь за счёт людей, довольно далёких от любой религии в целом. Регулярными массовыми посетителями могут стать лишь местные и зарубежные туристы и гости страны, и здесь без вариантов. Паломники и прихожане не оказывают значительного влияния на общую посещаемость, в силу своей малочисленности.

Организация досуга в формате религиозно-познавательного туризма - единственная «палочка выручалочка» в сложившейся ситуации. Необходимо искать принципиально новые инструменты привлечения, понимая, что большинство приезжающих к нам туристов - россияне или граждане республик бывшего союза, и одним наличием новорожденного или возрождённого православия их не удивишь.


Искусство и Церковь - единство противоположностей


Бытует мнение что музей, как собрание светских произведений искусства, является скорее антиподом любого храма. Такое стереотипное восприятие глубоко ошибочно. Если кто помнит, в музее искусств им. А. Кастеева, даже в 80-х г.г. был целый зал, посвящённый русской православной иконе. С музеем русской иконописной живописи я впервые столкнулся в городе Ярославле, в рамках тур. поездки по «Золотому Кольцу» России, в 1988 году. Напомню, речь шла о местах массовых посещений, существовавших на территории самого большого в мире атеистического государства.
Сегодня, значительный интерес к истории православия в стране или в крае, могут привнести церковно-краеведческие или церковно - исторические музеи.


Епархиальный музей Петропавловско-Булаевской епархии.

Фото Оспанова Каната, (АПН) Агентство Православных Новостей.


Чёткой градации разделения церковных музеев по типам, в Казахстане не существует. Можно только отметить, что если в начале названия стоят слова «церковь», «епархия», «православие», то на его демонстрационных стендах преобладают православная атрибутика и церковные экспонаты.
Подобные музеи могут находиться в отдельных помещениях как епархиальный музей в Петропавловске, или занимать какую-то часть административного здания епархии, как церковно-археологический музей в Усть-Каменогорске. Общие пространства, отданные под демонстрацию тематических коллекций, обычно составляют несколько небольших по квадратуре комнат. О том, как определить, ютятся ли они на нескольких десятках квадратных метров, или их площадь сопоставима представленным экспозициям, мы поговорим чуть позднее.
В России классификация древнехранилищ содержит более обтекаемые формы. Музей-храм, музей-келья, церковно-археологический кабинет, дают примерное понимание и место среди похожих церковно-исторических учреждений. Кроме того, большинство из них имеет собственное тематическое название, как, например, «Музей истории православной культуры» и/или назван в честь определённого святого, священномученика. Часто в названии музея идёт привязка к конкретному географическому месту (в г. Н-ске, на территории природно-исторического заповедника и т.п.).

 

Народные музеи Казахстана

«Уголок паломника» в Богородице-Рождественском храме (г. Усть-Каменогорск)

Фотография автора


Последние пять лет, мы являемся свидетелями начала очередного этапа развития православных приходов. После завершения строительных и реставрационных работ абсолютного большинства храмов, полным ходом идёт создание вокруг них самой разнообразной инфраструктуры. Паломнические кельи, гостевые дома, культурно-просветительские центры, медицинские клиники, воскресные школы и детские площадки, помещения административно-хозяйственного сектора... А если ли место в новых храмовых комплексах церковно-краеведческим музеям, и вообще нужны ли они?
В СССР народными музеями назывались культурно-просветительные учреждения, создаваемые по инициативе и при непосредственном участии населения на общественных началах. Практически все церковно- исторические музеи Казахстана имеют народные корни. По мере создания и благоустройства приходов, в запасниках каждого из них накапливаются собственные, иногда весьма ценные реликвии. Интересные артефакты часто находят при реставрации зданий, и это может быть что угодно: от горсти царских копеек под трухлявым деревянным настилом, до уникальных мозаик, спрятанных когда-то за толстым слоем штукатурки.
Больше и чаще всего пополняются фонды религиозной, дореволюционной литературы, и собрания старинных икон. Потомки верующих прихожан просто жертвуют их со словами примерно следующего содержания: «Икона когда-то принадлежала моей бабушке, которая давно умерла. В семье верующих не осталось, мы уезжаем или сделали ремонт, и, по большому счету, такие религиозные атрибуты нам больше не нужны, а кому подарить или продать даже не знаем». В Покровском кафедральном соборе г. Атырау, единственном из исторически сохранившихся православном храме, стены больше похожи на выставочную галерею, с самыми разными иконами. Почти все иконы принесены когда-то в дар внуками и правнуками бывших горожан, проживавших в Гурьеве и его окрестностях. Видимо, в запасниках прихода накопилось такое количество старинных предметов православного культа и литературы, что были приобретены даже шесть книжных шкафов, расставленных друг против друга, в большой иконной лавке, в качестве выставочных стендов для постоянной экспозиции.
С похожей действующей экспозицией, впервые мне удалось ознакомиться в легендарном Михайло-Архангельском соборе Карагандинско-Булаевской епархии. Священники выступали в роли добровольных экскурсоводов, увлечённо рассказывая о короткой, но богатейшей истории, в буквальном смысле храма-памятника русского православного духа.
Понятно, что территория православной общины – не выставочный зал для праздных зевак, и под каждым алтарём не сокрыты бесценные клады из религиозного антиквариата, но ведь и начинать можно с малого. «Уголки паломника», как я их называю, являются отличным наглядным примером воцерковлённого христианина, регулярно совершающего паломничество по святым местам. Небольшие застеклённые витрины с привезёнными святынями со Святой земли, Афона, Киева-Печорской лавры, я увидел лишь в двух храмах митрополии: во имя святителя Алексия митрополита Московского (Ново-Алексеевка) и Богородице-Рождественском (район Аблакетка (Усть-Каменогорск)), хотя потенциально, такие «уголки» могли бы находиться хоть в каждом втором приходе. В Джаркенте, у паперти храма в честь Илии Пророка, вас встретят дореволюционные колокола, спасённые от переплавки в годы лихолетья, как небольшая визитка, выделяющая данный памятник архитектуры от всех остальных.
Есть достаточно солидные церковно-исторические фонды в Покровском храме в городе Иссык, которые можно выставить в уже построенных помещениях, а возможно просто помочь с изготовлением демонстрационного оборудования. Священник Покровского храма поделился в разговоре, что за 2-3 недели их запасники пополняются как минимум одним экспонатом, и показал икону, принесённую в дар буквально за несколько дней до нашего визита. Небольшие экспозиции можно разместить на Живоносном источнике (посёлок Космос), на территории Никольского собора (Алма-Ата). Более чем уместны подобные тематические стенды в Христорождественском соборе (Ташкентский тракт) и Крестовоздвиженском храме (мкрн. Карасу). Сборные коллекции могут быть взяты за основу церковных кабинетов, которые, в свою очередь, станут предтечей церковно-исторических музеев. Принцип на начальном этапе демонстрации довольно прост: сначала старинные иконы, потом - чугунные утюги.

Прежние колокола в Храме в честь Илии Пророка (г. Джаркент)

Фотография автора


Не обязательно такие экспозиции должны находиться только на территории епархий и быть в своей основе преимущественно религиозными. Сотрудничество с другими краеведческими музеями страны, основанными на частных коллекциях, собираемых десятилетиями, отличный вариант для краеведческой синергии. Народный музей «Старый Уральск» или пару комнаток об истории Семиреченских казаков в Казачьем центре Алма-Аты, взаимно дополняя церковные музеи, смогут усиливать исторический пласт края.
Церковь, в наше время, является чуть ли ни единственным не подцензурным пристанищем для русской национальной культуры и православных традиций. Положить на пыльные полки истории в запасники храмов её экспонаты мы не имеем морального права, иначе завтра не доставать, не демонстрировать их уже будет некому.


Продолжение следуе

 

 

СМ. Вторую часть материала!

СМ. Третью часть материала!

Добавить комментарий

Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев.


Защитный код
Обновить

   
   

Портал «Туркестанская Голгофа»  

Попечительством епископа Бишкекского и Кыргызстанского Даниила создан портал

«Туркестанская Голгофа».

ПОДРОБНЕЕ 

 

   

РОССОТРУДНИЧЕСТВО В КАЗАХСТАНЕ  

Мы открыли свой ютюб-канал. Смотрите нас, подписывайтесь на нас! Мы рядом! Мы вместе!

 НАЖМИТЕ СЮДА, ЧТОБЫ ПЕРЕЙДИТЕ НА КАНАЛ 

ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ПИШИТЕ НА

E-mail: rs_almaty@mail.ru

   

Последние комментарии

Знакомство и общение православных христиан Республики Казахстан"

 

   
© spgk.kz © 2011-2012 Союз Православных Граждан Казахстана. Официальный сайт Общественного Объединения "Союз Православных Граждан" РК. При использовании материалов сайта гиперссылка на сайт обязательна!. Мнение авторов не всегда совпадают, с мнением редакции сайта. Редакция сайта не несет ответственности за содержание авторских материалов и комментариев (подробнее...). Редактор сайта Константин Бялыницкий-Бируля. Адрес для писем в редакцию сайта E-mail:spgk@spgk.kz