Печать
Категория: Виктор Шестаков
Просмотров: 4643

Виктор Шестаков

Кто не знает, Херсонская область, хоть и находится в так называемом русском подбрюшье Украины, все же – преимущественно «мовная», особенно в плоскости образовательной. Таковы уж реалии современных украинских аграрных регионов – наиболее активные русскоязычные едут в мегаполисы, а их места занимают представители села, которое здесь говорит на «мове» или активно применяет «суржик». Свою роль сыграла и государственная политика, результатом которой стали медленное, но настойчивое вытеснение русского языка из школьных программ, да и значительное сокращение количества русских школ области.  Но администрирование и украинизация последних лет не выбили из седла местных языковедов, и позиции, которые им удалось отстоять, они теперь тщательно и по-деловому укрепляют.

Серьезным помощником херсонских русистов выступает Русское национальное общество «Русич», чьи представители недавно показали, как надо преподавать русский по-настоящему. Организации русских и российских соотечественников Херсонщины, возможно, мало известны своими политическими заявлениями, их профиль другой – сохранение русского языка и русской культуры, для чего используются все возможные способы. В данном случае веду речь о конкурсе «Учитель года».

Профессионалы относятся к нему по-разному: кого-то напрягает обязаловка, кому-то в радость поделиться с коллегами опытом, кто-то готовится к переаттестации. Но это правило – в отношении других учебных предметов (информатики, физики, музыкального искусства и французского языка). Иное – конкурс по номинации «Русский язык», ведь в этом году он проходит на Украине впервые за все годы независимости. А потому и отношение участников к конкурсу было иным. Подготовка стала вестись уже сразу после того, как Министерство образования и науки подтвердило учреждение конкурсной номинации.

Финал первого этапа состоялся еще в конце декабря 2012 года, а второй этап собрал участников в Херсонской академии непрерывного образования совсем недавно, 15 февраля. Удивительно и – одновременно – показательно, что доказывать свой профессионализм прибыли учителя-русисты со всей области, победители районных и городских этапов: Оксана Леонидовна Кривенкова (Белозерский район), Анжела Николаевна Остапчик (Цюрупинский район), Валентина Владленовна Полякова (Нижнесерогозский район), Марина Эдуардовна Подгайная (г. Херсон), Мария Александровна Шпонька (Горностаевский район), Елена Георгиевна Ященко (г. Новая Каховка). Собравшиеся подтверждали – дети (при горячей поддержке родителей) хотят и могут без проблем учить русский язык, любят его и понимают значимость владения русским.

«Изюминка» учительских конкурсов – это открытый урок, который каждая конкурсантка должна была провести с незнакомыми детьми, в данном случае – учениками херсонской школы № 45. Напряжение, царившее среди конкурсанток, несколько усугубляла «постпраздничная» атмосфера от искусственно навязанного Дня святого Валентина.

Однако дети обменивались эмоциями не на занятиях, а на уроках… А на уроках был праздник русского языка! Динамичные приемы опроса сменялись короткими диспутами, креативные приемы закрепления выученного материала теснили проверенную академическую методику, дети, искренне желающие отличиться, не уступали «отличающимся» учителям! Примечательно, что почти после каждого урока ученики провожали уже ставшего «своим» конкурсанта бурными овациями.

Председатель жюри Л.И. Чиркун, кандидат филологических наук, доцент Херсонского государственного университета, отметила, что каждая конкурсантка оказалась творческой личностью, обладающей необыкновенной трудоспособностью, восприимчивостью ко всему новому и максимальной готовностью прийти на помощь коллегам. Выступавшие члены жюри вполне откровенно радовались возвращению русского языка в состязательную плоскость образования.

Обсуждение уроков было не менее бурным, нежели сами уроки, определить победителя второго этапа оказалось ой как нелегко. Им стала учительница Херсонской специализированной школы № 24 М.Э. Подгайная, учитель высшей категории, учитель-методист и – как выяснилось – тоже активный участник Русского национального общества «Русич».

Организатор областного этапа конкурса в номинации «Русский язык» Е.И. Левандовская, заведующая научно-методической лабораторией русского языка и мировой литературы Херсонской академии непрерывного образования, подчеркнула: профессиональные и личностные качества всех конкурсанток убедительно свидетельствовали, что на этом методическом празднике они оказались не случайно. Кстати, среди подарков победителю было приглашение на семинар известного педагога Ш.А. Амонашвили, который запланирован на конец февраля на базе Херсонской академии непрерывного образования.

Отметили не только победителя, но и не забыли никого из конкурсанток. Их поздравили лидеры русских организаций Херсона и Херсонской области – Т.А. Кузьмич (РНО «Русичъ»), Н.Е. Батарова (ХГОО «Русский культурный центр»), И.А. Полевиков (ХООО «Русский культурный центр»), а также лидер Херсонского отделения партии «Русское единство» Г.Д. Каленов. Были и книги от представительства Россотрудничества, и грамоты от Генерального консульства РФ в Одессе, и поздравления от «знатоков русского языка Украины» – Л.А. Кудрявцевой (Украинская ассоциация преподавателей русского языка и литературы), В.В. Колесниченко (народный депутат Украины), А.Н. Кондрякова (Всеукраинская общественная организация «Русская школа»), В.А. Корсакова (Украинская ассоциация учителей русского языка и литературы) и, конечно же, цветы и конфеты дамам – от партии «Русское единство». УАПРЯЛ подарит всем библиотекам институтов последипломного образования, в том числе и Херсонской академии непрерывного образования, комплект из 27 филологических и энциклопедических словарей. А это в современной Украине – действительно подарок стоящий!

Итак, конкурс закончился, впереди третий этап Всеукраинского конкурса «Учитель года», который будет проходить в апреле 2013 года. Но уже сейчас есть возможность сделать некоторые выводы.

Первое – преподавательский потенциал, несмотря на реальное сокращение вузовской подготовки учителей русского языка, остается на достаточно высоком уровне, что позволяет говорить о перспективности методической работы и возможности повышения познавательной активности в овладении детьми русского языка.

Второе – видна реальная заинтересованность учащихся в, казалось бы, «скучном» предмете – русском языке. Такая заинтересованность, как показывают опросы, мотивируется видением, пусть пока и детским, подростковым, перспектив будущей взрослой жизни.

Наконец, профессиональная подготовка и организационные навыки русистов дают возможность утверждать, что даже при незначительной поддержке государства (та же конкурсная легализация русского языка) русский язык может достойно продержаться в условиях государственно-языковой конкуренции.

Нравится