Печать
Категория: Сергей Кутузов
Просмотров: 1614

Автор Сергей Кутузов

На рубежах двух исторических эпох


Дистанцировавшись от своего места в истории российского и даже советского периодов, заполнить образовавшийся идеологический и культурный вакуум официальным властям республики оказалось нечем.

Большинство современных соотечественников равнодушны к сокровищам культурно-исторического наследия Казахстана, в любых его проявлениях. Для них, ценностей, побед и достижений недавнего прошлого родины, как бы и не существует. Прежде всего потому, что наш среднестатистический гражданин не знает всеобщей истории и истории своего государства, или имеет о ней весьма поверхностное представление. Отчасти хоть как-то восполнять тотальный дефицит недополученных в школе знаний помогли бы музеи, но политика замалчивания всего и вся, превращает их скорее в однотипные, портретно-макетные объекты Министерства культуры и спорта РК.
Поэтому, тематические выставки частных коллекционеров, от елочных игрушек до ретро-автомобилей, часто намного интереснее и познавательней, чем широко разрекламированные экспозиции государственных музеев. Коллекционеры вне конъюнктурны. Они просто стремятся отобразить как можно полнее собственные темы и направления, во всём доступном многообразии.
Православная церковь Казахстана за последние два десятилетия провела гигантскую созидательную работу. По всей стране можно увидеть, как будто выросшие из-под земли, самые разнообразные в своём великолепии храмы, соборы, монастыри. Однако, на новом этапе, казахстанское православное духовенство столкнулись с ещё более сложной задачей, - кем и как заполнить обновлённые Божии дома, сделав их посещаемыми не только по престольным праздникам и воскресным литургиям.
В сельской местности приходы в буквальном смысле вымирают. Как сказал один батюшка в приуральском посёлке «и рад бы, но не могу служить в храме, где из прихожан остались только полторы старушки». Популяризировать приходы как места массового посещения возможно лишь за счёт людей, довольно далёких от любой религии в целом. Регулярными массовыми посетителями могут стать лишь местные и зарубежные туристы и гости страны, и здесь без вариантов. Паломники и прихожане не оказывают значительного влияния на общую посещаемость, в силу своей малочисленности.

Организация досуга в формате религиозно-познавательного туризма - единственная «палочка выручалочка» в сложившейся ситуации. Необходимо искать принципиально новые инструменты привлечения, понимая, что большинство приезжающих к нам туристов - россияне или граждане республик бывшего союза, и одним наличием новорожденного или возрождённого православия их не удивишь.


Искусство и Церковь - единство противоположностей


Бытует мнение что музей, как собрание светских произведений искусства, является скорее антиподом любого храма. Такое стереотипное восприятие глубоко ошибочно. Если кто помнит, в музее искусств им. А. Кастеева, даже в 80-х г.г. был целый зал, посвящённый русской православной иконе. С музеем русской иконописной живописи я впервые столкнулся в городе Ярославле, в рамках тур. поездки по «Золотому Кольцу» России, в 1988 году. Напомню, речь шла о местах массовых посещений, существовавших на территории самого большого в мире атеистического государства.
Сегодня, значительный интерес к истории православия в стране или в крае, могут привнести церковно-краеведческие или церковно - исторические музеи.


Епархиальный музей Петропавловско-Булаевской епархии.

Фото Оспанова Каната, (АПН) Агентство Православных Новостей.


Чёткой градации разделения церковных музеев по типам, в Казахстане не существует. Можно только отметить, что если в начале названия стоят слова «церковь», «епархия», «православие», то на его демонстрационных стендах преобладают православная атрибутика и церковные экспонаты.
Подобные музеи могут находиться в отдельных помещениях как епархиальный музей в Петропавловске, или занимать какую-то часть административного здания епархии, как церковно-археологический музей в Усть-Каменогорске. Общие пространства, отданные под демонстрацию тематических коллекций, обычно составляют несколько небольших по квадратуре комнат. О том, как определить, ютятся ли они на нескольких десятках квадратных метров, или их площадь сопоставима представленным экспозициям, мы поговорим чуть позднее.
В России классификация древнехранилищ содержит более обтекаемые формы. Музей-храм, музей-келья, церковно-археологический кабинет, дают примерное понимание и место среди похожих церковно-исторических учреждений. Кроме того, большинство из них имеет собственное тематическое название, как, например, «Музей истории православной культуры» и/или назван в честь определённого святого, священномученика. Часто в названии музея идёт привязка к конкретному географическому месту (в г. Н-ске, на территории природно-исторического заповедника и т.п.).

 

Народные музеи Казахстана

«Уголок паломника» в Богородице-Рождественском храме (г. Усть-Каменогорск)

Фотография автора


Последние пять лет, мы являемся свидетелями начала очередного этапа развития православных приходов. После завершения строительных и реставрационных работ абсолютного большинства храмов, полным ходом идёт создание вокруг них самой разнообразной инфраструктуры. Паломнические кельи, гостевые дома, культурно-просветительские центры, медицинские клиники, воскресные школы и детские площадки, помещения административно-хозяйственного сектора... А если ли место в новых храмовых комплексах церковно-краеведческим музеям, и вообще нужны ли они?
В СССР народными музеями назывались культурно-просветительные учреждения, создаваемые по инициативе и при непосредственном участии населения на общественных началах. Практически все церковно- исторические музеи Казахстана имеют народные корни. По мере создания и благоустройства приходов, в запасниках каждого из них накапливаются собственные, иногда весьма ценные реликвии. Интересные артефакты часто находят при реставрации зданий, и это может быть что угодно: от горсти царских копеек под трухлявым деревянным настилом, до уникальных мозаик, спрятанных когда-то за толстым слоем штукатурки.
Больше и чаще всего пополняются фонды религиозной, дореволюционной литературы, и собрания старинных икон. Потомки верующих прихожан просто жертвуют их со словами примерно следующего содержания: «Икона когда-то принадлежала моей бабушке, которая давно умерла. В семье верующих не осталось, мы уезжаем или сделали ремонт, и, по большому счету, такие религиозные атрибуты нам больше не нужны, а кому подарить или продать даже не знаем». В Покровском кафедральном соборе г. Атырау, единственном из исторически сохранившихся православном храме, стены больше похожи на выставочную галерею, с самыми разными иконами. Почти все иконы принесены когда-то в дар внуками и правнуками бывших горожан, проживавших в Гурьеве и его окрестностях. Видимо, в запасниках прихода накопилось такое количество старинных предметов православного культа и литературы, что были приобретены даже шесть книжных шкафов, расставленных друг против друга, в большой иконной лавке, в качестве выставочных стендов для постоянной экспозиции.
С похожей действующей экспозицией, впервые мне удалось ознакомиться в легендарном Михайло-Архангельском соборе Карагандинско-Булаевской епархии. Священники выступали в роли добровольных экскурсоводов, увлечённо рассказывая о короткой, но богатейшей истории, в буквальном смысле храма-памятника русского православного духа.
Понятно, что территория православной общины – не выставочный зал для праздных зевак, и под каждым алтарём не сокрыты бесценные клады из религиозного антиквариата, но ведь и начинать можно с малого. «Уголки паломника», как я их называю, являются отличным наглядным примером воцерковлённого христианина, регулярно совершающего паломничество по святым местам. Небольшие застеклённые витрины с привезёнными святынями со Святой земли, Афона, Киева-Печорской лавры, я увидел лишь в двух храмах митрополии: во имя святителя Алексия митрополита Московского (Ново-Алексеевка) и Богородице-Рождественском (район Аблакетка (Усть-Каменогорск)), хотя потенциально, такие «уголки» могли бы находиться хоть в каждом втором приходе. В Джаркенте, у паперти храма в честь Илии Пророка, вас встретят дореволюционные колокола, спасённые от переплавки в годы лихолетья, как небольшая визитка, выделяющая данный памятник архитектуры от всех остальных.
Есть достаточно солидные церковно-исторические фонды в Покровском храме в городе Иссык, которые можно выставить в уже построенных помещениях, а возможно просто помочь с изготовлением демонстрационного оборудования. Священник Покровского храма поделился в разговоре, что за 2-3 недели их запасники пополняются как минимум одним экспонатом, и показал икону, принесённую в дар буквально за несколько дней до нашего визита. Небольшие экспозиции можно разместить на Живоносном источнике (посёлок Космос), на территории Никольского собора (Алма-Ата). Более чем уместны подобные тематические стенды в Христорождественском соборе (Ташкентский тракт) и Крестовоздвиженском храме (мкрн. Карасу). Сборные коллекции могут быть взяты за основу церковных кабинетов, которые, в свою очередь, станут предтечей церковно-исторических музеев. Принцип на начальном этапе демонстрации довольно прост: сначала старинные иконы, потом - чугунные утюги.

Прежние колокола в Храме в честь Илии Пророка (г. Джаркент)

Фотография автора


Не обязательно такие экспозиции должны находиться только на территории епархий и быть в своей основе преимущественно религиозными. Сотрудничество с другими краеведческими музеями страны, основанными на частных коллекциях, собираемых десятилетиями, отличный вариант для краеведческой синергии. Народный музей «Старый Уральск» или пару комнаток об истории Семиреченских казаков в Казачьем центре Алма-Аты, взаимно дополняя церковные музеи, смогут усиливать исторический пласт края.
Церковь, в наше время, является чуть ли ни единственным не подцензурным пристанищем для русской национальной культуры и православных традиций. Положить на пыльные полки истории в запасники храмов её экспонаты мы не имеем морального права, иначе завтра не доставать, не демонстрировать их уже будет некому.


Продолжение следуе

 

 

СМ. Вторую часть материала!

СМ. Третью часть материала!

Нравится