Печать
Категория: Неля Букетова
Просмотров: 4897

 Наш друг трамвай Автор: краевед Н. Букетова


Нас в набитых трамваях болтает,
Нас мотает одна маета,
Нас метро то и дело глотает,
Выпуская из дымного рта.
Е.Евтушенко



Граждане, даже пьяные,
Все мы - пассажиры постоянные.
Все живем, билеты отрываем,
Все по жизни едем трамваем...
В. Высоцкий

 

Я всегда испытывала нежные и теплые чувства именно к трамваю и сейчас мне его очень не хватает. Я всегда на трамвае куда-то подъезжала. Мне трамвай казался самым безопасным видом транспорта – он же едет по рельсам и никуда не может съехать (как оказалось – может). К тому же трамвай считается самым массовым видом общественного транспорта. А с нашей экологией (извините за тавтологию) экологичность трамвая нельзя не дооценивать.


***
80 лет назад, 7 ноября 1937 года, алматинцы оказались свидетелями рождения нового вида городского транспорта: в Алма-Ате начал работать пассажирский трамвай. О трамвае писали газеты, толковали на улицах. Обратите внимание, как часто появляется трамвай на снимках того времени. Трамвай — знак времени, своего рода символ, отражающий новый ритм жизни старой Алма-Аты.
С чего же начинался наш трамвай?
Решила начать с просмотра газет. Остановила свой выбор на вечерней газете «Социалистическая Алма-Ата» за 1937-1938 годы.
В свое время в редком фонде Национальной библиотеки я работала с газетой «Семиреченские областные ведомости», которая оказалась просто кладом всяких сплетен и «событий». «Социалистическая Алма-Ата» меня удивила странной похожестью на это дореволюционное издание. Тот же стиль, те же городские новости. Что ж, полистаем газету в поисках нужных новостей.

Кинотеатр «Алма-Ата» (Парк Федерации)
звуковая комедия «Марионетки»

В парке Федерации» в ночь с 5 на 6 июля
масса аттракционов
большой фейерверк
вечер огня

Массовики затейники, баянисты, хор 1400 (!) человек,
Концерты до 3 часов утра
Танцы до 4 часов утра
Играют 6 оркестров

Трест «Казпиво»
В ближайшие дни трест «Казпиво» в своем здании (ул. Карла Маркса №92, уг. Калинина)
открывает образцовый магазин и летний павильон прохладительных напитков и мороженого.

Кафе «Лето»
Открыто ежедневно 8 утра до 1 часу ночи по проспекту Калинина, возле кино «Ала-Тау»

Горветка – Яблочная улица
Гордорстрой закончил строительство мостовой на улице Дзержинского. В связи с этим
транспортное управление открывает новый автобусный маршрут. По этому маршруту
машины будут ходить от горветки до автостанции, затем по улице Фурманова до Гоголевской, по Гоголевской – до улицы Дзержинского и по улице Дзержинского по проспекту Калинина.
По улице Калинина автобус пойдет за Малую Алматинку до конца Яблочной.

Сбор яблок
В пригородных колхозах столицы начался массовый сбор урожая летних сортов яблок. В колхозах «Горный Гигант», «Луч Востока» и других снимают столовку, медовку. Зреет ароматный белый налив. Колхозники собирают невиданный урожай яблок.
[Не смогла удержаться от комментария: а сейчас - ни колхозов, ни яблок. - Н.Б.]

Асфальт на проспекте Сталина
После работы на проспекте Ленина гордорстрой приступил к благоустройству проспекта Сталина. До наступления дождей асфальтобетоном покроется весь проспект Сталина от Госпитальной до улицы Гоголя.

35 километров новых тротуаров
Тресту гордострой отпущено 1700 тысяч рублей на строительство новых асфальто-бетонных тротуаров.
В прошлом году в Алма-Ате было выстроено 12 километров тротуаров.
В текущем году трест дорожного строительства должен построить 35 с половиной километров асфальтобетонных тротуаров.

Оформление улиц
Подавляющее большинство домов на улицах Алма-Аты окрашено в неприглядный светло-желтый цвет.
Сейчас в архитектурно-планировочном управлении города утверждены новые цвета для оформления улиц Алма-Аты. Для зданий принят светло-сиреневый цвет с различными оттенками.

Дорожное благоустройство Алма-Аты
Президиум Алматинского городского совета утвердил план работ по строительству мостовых из колотого и булыжного камня.
Город - станция Алма-Ата 1-я, протяжением 7 километров, и Алма-Ата – курорт Алма-Арасан. Будут замещены 4,4 километра Ташкентской аллеи, 1,5 километров улицы Пастера и т.д.
Всего в 1938 году в Алма-Ате будет замощено свыше 50 километров дорог и мостовых.

Расширение зоопарка
Алматинскому зоопарку дополнительно отведена площадь в 11 гектаров. На новых участках начинается строительство вольеров и помещений для зверей.

Проект публичной библиотеки
В мастерских Казгоспроекта составлен проект здания Государственной публичной библиотеки, которая будет строиться на проспекте Сталина.
Стоимость строительных работ – 4 миллиона рублей.

 

Наконец то, что нужно.

 

Постановление Президиума Алматинского горсовета от 23 августа 1934 года об утверждении трассы постройки трамвая
а) первой очереди:
1-я линия - от городского вокзала по Вокзальной улице до Ташкентской аллеи, по Ташкентской аллее до Красноармейской улицы, по Красноармейской до Лагерной и по Лагерной до Таранчинской
2-я линия – от Кашгарской по Пастера до Талгарской, общим протяжением 8.7 километров.
б) второй очереди:
По Талгарской от Пастера по Комсомольской до Таранчинской, и по Таранчинской от Лагерной до Пастера, общим протяжением 6 километров.

Первые рейсы трамвая
Празднование 20-летия Великой Октябрьской Социалистической революции в столице Казахстана ознаменовалось новой победой: в ночь с 5 на 6 ноября по улицам Алма-Аты прошел трамвай. 6 ноября на линию были выпущены 4 моторных вагона. Производилось опробование пути вагонов, проверялась работа вагоновожатых.
7 ноября, после демонстрации, в течение нескольких часов в трамвае катали детей.
8 ноября на линию вышли 4 вагона. Было перевезено 9 тысяч пассажиров.
1 декабря трамвай перевез свыше 20 тысяч пассажиров.
Пробный пуск трамвая показал, что работники трамвайстроя выдержали испытание на качество работы.
Трудящиеся столицы Казахстана получили удобный и дешевый транспорт.

Первый выпуск водителей трамвая
Управление трамвайстроя подготовило из числа работающих на строительстве линии 46 вагоновожатых, в том числе 24 казаха. 39 работниц трамвая окончили курсы кондукторов.

Трамвайные вагоны
На днях коммунснаб получил для трамвайстроя три моторных трамвайных вагона. Сейчас трамвайстрой имеет 5 моторных и 5 прицепных вагонов, которые полностью обеспечат трамвайное движение по магистралям первой очереди.
Наркомхоз КазССР получил из Москвы сообщение, что Госплан Союза выделил для алматинского трамвайстроя дополнительно еще 8 вагонов. Вагоны строятся на Усть-Катаевском заводе.

Строительство новых линий трамвая
1 декабря 1937 года в столице Казахстана вступил в эксплуатацию трамвай.
Ежедневно, с раннего утра до полуночи, протяжением 7,5 километров ходят 19 трамвайных вагонов.
Тысячи трудящихся пользуются этим дешевым средством передвижения.
Первые двадцать дней работы трамвая показали, что количество курсирующих вагонов для обслуживания трудящихся явно недостаточно. Этот недостаток в ближайшее время будет устранен.
На Мытищинском вагоностроительном заводе по заказу Алматинского трамвайстроя изготавливают 8 моторных и прицепных вагонов.
Будущая трамвайная линия нанесена на карту города. Она должна связать город с окраинами и соединить прямой линией южную и северную части города.
Строительство трамвайной линии продолжается.
На Ташкентской аллеи ведутся работы по укладке второго пути.
Идут работы по Уйгурской улице, здесь, в месте пересечения с Гоголевской улицей, строится разъезд. Развернута работа и на других участках
Отведены специальные участки для постройки трамвайных станций и павильонов на важнейших остановках трамвая - у городского вокзала, на Комсомольской и других улицах.

Трамвайные неприятности
В конце дня, 29 января, на площади у городского вокзала пассажиры ждали трамвай ровно полчаса. Когда же тронулся перегруженный состав, на Ташкентской аллее навстречу попалось подряд три моторных вагона с прицепами.
Это только один из бесчисленных примеров плохой работы городского трамвая.
Кондукторы и контролеры не следят за порядком в вагонах. Грубость и недисциплинированность кондукторов уже становится поговоркой. Нередко вагоны идут с недопустимой перегрузкой.

Случай в трамвае
Трамвай шел по Ташкентской аллее вверх. На одной из остановок вошел газетчик с пачкой только что вышедших газет. Пассажиры приняли его появление как заботу о них. Но в дело вмешался зычный голос кондукторши: «Прекратить торговлю! Здесь не базар».
Напрасно хор возмущенных голосов убеждал кондукторшу в нелепости ее запрещения.

Новое трамвайное кольцо
Закончились последние работы на строительстве трамвайной линии на Уйгурской улице. Строители городского трамвая уже несколько дней ведут работы на Лагерной улице.
Второе трамвайное кольцо вступит в эксплуатацию к 1 мая текущего года.

12 миллионов пассажиров
С первого дня пуска до 15 марта городской трамвай перевез 2824 тысячи пассажиров – почти 3 миллиона.
Трест железных дорог запланировал в 1938 году перевести 12 миллионов пассажиров.

 

Наш друг трамвай


А что же в других странах и городах?


«В последние годы много говорилось о том, что еще немного и трамваи станут не нужны практически во всех городах России. Мол, общественный транспорт в крупных городах развит вполне сносно, а трамваи только мешают нормальному движению автомобилей. И особенно это заметно в Москве и Санкт-Петербурге. Так что еще пару лет назад перспективы трамвая в Москве и Питере были не самые радужные. Но затем ситуация резко изменилась и на трамвай перестали замахиваться. Во всяком случае, речи о том, чтобы разобрать рельсы, а сами трамваи пустить на металлолом, больше не шло».

Наш друг трамвай


«Одна из главных достопримечательностей современного Иерусалима – это скоростной трамвай. Не так давно он начал работать в столице Израиля – всего-то в 2011 году, но уже стал её своеобразной визитной карточкой. Трамвайная линия протяженностью около 14 км пересекает весь город, и практически на пешеходном расстоянии от остановок находится большинство основных мест, посещаемых туристами. И прежде всего это, конечно же, Старый Город – трамвайные остановки как раз находятся около его Яффских и Шхемских ворот. Кроме того, поездка на трамвае позволяет познакомиться и с новыми кварталами Иерусалима».


А вот что пишет из Италии Ася Букетова-Бонсанто:


«На днях вернулся из Сан-Франциско мой миланский друг, и разговаривая о том о сём, вдруг стал описывать свою поездку на тамошнем трамвае: "Представляешь, как будто едешь по улицам Милана. Даже надписи на итальянском". Я заинтересовалась этим фактом и выяснила, что речь шла о знаменитых миланских «1928» - символе Милана, в те годы их было около 500. Сейчас их осталось около 150, многие из которых набегали миллионы километров. А как они оказались в Сан-Фрациско? Очень просто. Милан подарил San Francisco Market Street Railway десяток трамваев «1928», которые являются сейчас туристической достопримечательностью города. В Сан -Франциско трамвай (cable car) -это как Эйфелева башня в Париже, Биг- Бен в Лондоне или Колизей в Риме. В самом Милане трамвай- это не только общественный транспорт, это часть миланской культуры и истории. Достаточно сказать, что до сих пор по рельсам города бегают 123 исторических вагона, из которых 12 используются для туристических целей. Туристам можно покататься на историческом 1503 - трамвае начала 20 века, который воссоздаёт Милан той эпохи. А ещё два трамвая были отреставрированы и переоборудованы в ресторан " ATMosfera", где гурманам можно заказать ужин с блюдами миланской кухни и покататься по старинным улочкам старого Милана.

Да что Милан! Разве кто-то из туристов, в том числе алматинцев, посещающих Стамбул, откажется сесть в трамвай Ностальгия на Istiklal Caddesi? С 19 века можно увидеть его маленькие вагончики на площади Taksim, в историческом районе Стамбула Galatasaray и Tunel. В 60-х годах трамвай уступил место автобусу, но в 1990 году он вернулся и стал одним из символов города.

В столице Венгрии Будапеште курсируют жёлтенькие вагончики трамвая номер 2, маршрут которого проходит напротив Парламента и идет вдоль Дуная.
Да, мы живём в эпоху метрополитенов, монорельсов и проч. Но старый милый трамвай переживает второе рождение. Не верите? Поезжайте в Лион, Страсбург, в Ниццу, Вену, Инсбрук, Берлин, Прагу, Париж, Даллас и Цюрих, в котором, кстати, он заменил метрополитен. И если через двести лет после своего рождения в более чем 300 городах Европы до сих пор бегает трамвай - на это есть веские причины, значит это кому-то нужно…»

 


***


Важные мелочи

 

Решила, наконец-то, поехать в горы подышать свежим воздухом. Приехала на Бутаковку. Было у меня там любимое место: по тропинке к речке и по мостику на другую сторону. Вышла на остановке и наткнулась на ограждение ресторана «Bellagio», а там меня уже поджидали сотрудники ресторана, которые популярно объяснили мне, что проходить можно только клиентам ресторана, а просто гулять всяким посторонним - воспрещается.
Тут вам не там…
Ввязалась с ними в спор, пытаясь доказать, что это мой город и моя речка, у которой я, кстати, прожила все детство, и что я имею право гулять, где хочу.
Вспомнилось из детства:


Сейчас на месте нашего дома сквер – это чуть ниже Дворца Республики. Рядом с нашим домом шумливым потоком несла свои воды Малая Алматинка. Большую часть времени Алматинка была ласковой, спокойной городской речкой с хрустально чистой водой. Летом мы, дети, строили запруды и купались в обжигающей ледяной воде.
М. Алматинка в этом месте разливалась широко, по берегам зеленели лужайки, в тихих заводях резвились головастики. Но иногда весной, во время таяния снега и после сильных дождей, река становилась тревожно-незнакомой: камушки, по которым так весело было перепрыгивать с одного берега на другой, скрывались под натиском бешеного потока. Алматинка показывала свое лицо – своенравной, непокорной, непредсказуемой горной Реки.


Теперь пришло время сказать добрые слова властям нашего города, которые объявили войну бесконечным заборам и всевозможным ограждениям. Есть надежда, что обратят внимание и на горы.


«…Когда землевладельцы и в самом деле вас притесняют – их надо ставить на место. Эгоизм хозяев прибрежных участков возрастает год от года. Дай только им волю, и они вообще загородят всю Темзу (читай Алматинку). А пока они это делают с притоками и заводями. Они забивают в дно сваи, с одного берега на другой протягивают цепи и ко всем деревьям прибивают огромные доски с запрещением высаживаться на берег. Вид этих досок пробуждает во мне все дурные инстинкты. У меня руки чешутся, – так бы и сорвал такую доску и колотил бы ею по башке того, кто ее повесил, пока он не испустит дух, и тогда я похоронил бы его и водрузил бы эту доску над его могилой вместо памятника…»


Джером К. Джером. Трое в одной лодке, не считая собаки

Я все же прошла - остановить меня трудно, - но настроение было испорчено. И только вид любимой речки успокоил меня.

 

***
А вот что пишет еще один пострадавший от природы.

 

«Дело было так. Решили мы с другом прогуляться от его дачи по близлежащим горам и сразу же увидели интересный знак, который грозно извещал нас о том, что ехать, бежать, идти и ползти в данном направлении запрещено, ибо тогда вас настигнет кара небесная в виде штрафов и т.п.
Я понимаю, что Иле-Алатауский пар - это заповедник, который государство охраняет как один из немногих островков нетронутой природы. Я согласен с тем, что нельзя там ездить на огромном чадящем автомобиле, согласен, что нельзя разводить костры. Даже согласен с тем, что некоторые особо ретивые особи могут перепугать там всех зверушек и нагадить везде, где можно. Но что могут натворить 2 человека в спортивной форме с пустыми руками и без рюкзаков, которые просто дышали воздухом и любовались природой?
Но самое интересное впереди. Нас встречают два бравых егеря, суют в нос корочки и говорят, что мы такие-сякие нарушили все мыслимые и немыслимые законы и должны быть оштрафованы и выдворены с территории. На наш вопрос, а почему мы не можем наслаждаться природой, так как ничего не нарушаем, а просто гуляем, получили ответ: «Не положено».
Но есть один хитрый ход. Оказывается, нужно поехать в их контору в Каменку и там один большой начальник может продать нам за 450 тенге специальный билет на один день для посещения данного заповедника и то, если мы сможем внятно объяснить, на кой черт нам это нужно – гулять по горам.
То есть бесплатно гулять по нашим горам нельзя, а за деньги, получается, можно?»

  Наш друг трамвай


PS

У нас в городе появляется интересная традиция: как только что-то исчезает – создаются музеи. Исчезли яблоки – создается музей яблок. Звонили мне насчет музея. Я уж не говорю про апорт - почти забыла вкус столовки и лимонки. На базарах продают китайские, турецкие и польские яблоки…
Перестал ходить трамвай - на месте трамвайного депо, опять-таки, решили организовать музей…

Букетова Н. краевед
сентябрь 2017г.

 

Нравится